Баян
принадлежит к роду язычковых клавишно-пневматических инструментов. Он являет
собой один из видов гармоник, первые образцы которых были созданы в 1829 году
австрийским мастером-конструктором фортепиано и органов Кириллом Демианом. Само
понятие "гармоника" достигает глубокой давности, а именно 5 тысяч лет
назад обратно в Древнем Китае был известный инструмент "Шен". Срок
гармоника охватывает родовое разнообразие инструментов, а именно: концертино, бандонеон,
аккордеон, баян, все виды диатонических и национальных инструментов. В
эволюционном процессе непрерывного усовершенствования на протяжении ХІХ века от
примитивных диатонических конструкций к появлению первых хроматических ручных
гармоник в 70-х годах этого же века. В 1891 году в Германии мастером Мирвальдом
была сконструирована 3-х рядная хроматическая гармоника, правая рука которой в
скором будущем стала основой современной конструкции готово-избирательного
баяна.
Впервые
баян как специфическая конструкция гармоники, которая являла собой полный набор
хроматического басоакордового аккомпанементу в левой клавиатуре, а также
наличием хроматического темперируемого звукоряда в правой клавиатуре
(трехрядная система клавиш, размещенных вкось к краю правой клавиатуры)
появилась в Западной Европе в 90-х годах ХІХ века. В Европе эта конструкция
получила название аккордеон, так как при нажатии одной из кнопок правой
клавиатуры звучал аккорд из нескольких звуков. "Такая конструкция . была
впервые запатентована в бредьте 1897 года в Италии, как инструмент, изготовленный
Паоло Сопрани и вскоре привилась во многих странах", - констатирует
профессор РАМ им. Гнесиних М.Имханицкий.
Именно
эта модель с расширенным диапазоном (52 х 100) и последующими нововведениями
(появление избирательной системы, 4-х и 5-ти рядной правой клавиатуры)
оставалась до 60-х годов ХХ века основной конструкцией баяна массового и
профессионального использования. По мнению М.Имханицкого срок "баян"
"происходит вот древнеславянского слова "баять" - говорит, рассказывать".
Критерием здесь выступают напевность тембра инструмента и строгость унисонного
звучания одновременно взятых голосов одной высоты в правой клавиатуре. Хотя до
недавнего времени во всей баянной литературе господствовала мысль о том, что
название "баян" была предложена баянистом Я.Ф.Орланским-тИтеренко в
1907 году в честь знаменитого певца Бояна.
В
Украине гармоника становится популярной во второй половине ХІХ века, в
частности в фольклоре фабрикантов. Налаживается отечественное производство
английского концертино (80-ые годы ХІХ век, Одесса) и венских двохрядок (конец
ХІХ, Харьков). В 1905 году К.Мищенко сконструировал 3-х рядную хроматическую
гармонику по системе Мирвальда. Последующие эксперименты мастера были
направлены на усовершенствование звуковых качеств широко популярного на то
время инструмента благодаря его портативности, постоянному строю, способности к
многоголосой игре, распространением в городской среде нового типа песни с четкой
гомофонно-гармонической основой.
В
1910-1912 годах им была сконструирована концертная хроматическая гармоника
"левая по правой" (первый образец избирательного баяна) и изобретена
"ломаная дека", которая в будущем стала основой применения
многотембровой регистровки и 4-х голосой системы в правой клавиатуре баяна.
Массового распространения эти инструменты в начале ХХ века не получили, так как
были сложными по сравнению с другими предшественниками для начальной учебы и
малопригодными для выполнения бытового репертуара.
До
30-х годов ХХ века почти все баяны изготовлялись в Петербурге. Позже появляются
фабрики в Москве и Туле, что изготовляли баяны системы Мирвальда с готовой и
избирательной клавиатурами. В 20-х годах мастером Самсоновим был изготовленный
баян, в котором совмещались в левой клавиатуре избирательная и готовая система
аккомпанемента (9 рядов, 200 басов). А в 1929 году мастером Стерлиговим был
изготовленный баян с переключателем готовых аккордов на избирательный звукоряд.
Харьковские конструкторы-мастера В.А.Комаренко и К.О. Мищенко на протяжении
периода 1922 - 1952 года работали над созданием оркестровых инструментов:
баян-бас, гармонику- флейтой, баян-сопрано, баян-баритон. Именно такие
инструменты внедрялись в домрово-балалаечные оркестры в качестве "духовой
группы" вроде симфонического оркестра, что обогащало репертуарные и
тембральные возможности подобных коллективов.
В
конце 20-х в начале 30-х годов ХХ века начинается серийное производство и
открытие фабрик баянов на Украине: Киев, Харьков (1931), Кремневое (1933), Житомир
(1934), где изготовляли венские гармоники (диатоническая, 2-х рядная правая
клавиатура) и "хромки" (неизменный звук при изменении меха, неполный
хроматический звукоряд в правой клавиатуре, 2-х рядна). В 60-х годах эти фабрики
начали производство хроматических видов гармоник, а именно баяны и клавишные
аккордеоны. Во второй половине 30-х годов ХХ века в Житомире, Горливци и
Кремневому начали изготовление детских малогабаритных готово-выборных баянов.
Большая популярность, организация всесоюзных конкурсов, открытия классов баяна
в вузах, появление первых оригинальных композиций способствовали последующему
усовершенствованию конструкции инструмента.
Новым
этапом развития баяна стал 1951 год. Московскими мастерами Фигановим и Селезневим
по заказу баяниста Ю. Казакова был изготовлен четырехголосый много тембровый
готово-выборный баян. В следующие десятилетия все конструктивные изменения
относительно усовершенствования баяна были направлены на улучшение его звуковых
качеств, увеличения диапазона и изменения формы инструмента. Да, были созданы
новые конструкции баянов "Россия" (1960, мастер Колчин), "аппассионата"
(1970, Колчин), "Солист" и "Юпитер" (70-ые годы, Волкович),
"Рубин" (1965, Самоделкин), "Русь" и "Мир" (1982,
Проскурдин, Козлов) и много другой. С 1978 года изготовления инструментов, подобных
конструкции "Юпитера", под названием "Украина" было освоено
Житомирской музыкальной фабрикой. Кроме серийного производства изготовлениям
баянов занимались народные умельцы: К. Мищенко (Харьков), Сорокопута
(Днепропетровск), шеффер (Никополь), Грабовский (Житомир), Брюхацкий
(Запорожье), Фурсов, Лукъяненко, Кузовков (Умань) и др.
Усовершенствование
конструкции "немецкой гармоники", которая получила популярность и
распространение в Украине на протяжении второй половины ХІХ - ХХ веков и
приобрела национальную оригинальность звучания благодаря хлопотливому труду
мастеров-конструкторов и талантливых исполнителей, которые в свою очередь
способствовали популяризации инструмента, "дает основание воспринимать ее
как интернациональный музыкальный инструмент, особенно в усовершенствованном
варианте - современному готово-избирательному баяне, много тембровый вариант
которого положил началу украинский мастер из Харькова К.О.Мищенко, изобретя
резонаторну так называемую "ломаную деку", - утверждает профессор
НМАУ им. П.Чайковского М.А.Давидов [15, 94]. Усовершенствование баяна дало
толчок к внедрению его в учебный процесс на всех уровнях профессионального
музыкального образования; создало предпосылки для его популярности и
активизации создания ансамбльных коллективов, привлечения композиторов к
созданию оригинального репертуара, появления методической литературы и теории
исполнительского мастерства. Выше перечисленные аспекты стали основой
академизации баяна, аккордеона и его признания на уровне
"классического" инструментализма.